ТР ТС 026/2011 Технический регламент таможенного союза “О безопасности маломерных судов”

ТР ТС 026/2011 вступил в силу 1 февраля 2014 года. Под его действие подпадают маломерные суда, оборудование для маломерных судов, спасательные средства, а также связанные с требованиями к ним процессы их жизненного цикла.


На что ТР ТС 026/2011 не распространяется:

  • маломерные суда массой до 100 кг включительно;
  • суда на воздушной подушке и на подводных крыльях;
  • экспериментальные суда;
  • спасательные и дежурные шлюпки;
  • прогулочные подводные лодки;
  • спортивные гоночные суда (в том числе гребные гоночные и учебные лодки);
  • доски для серфинга под парусом, устройства для мотосерфа;
  • надувные баллоны и другие водные аттракционы;


Оценка соответствия

Перечень стандартов, следуя которым строитель (производитель) может выполнить требования ТР ТС 026/2011, установлен Решением Коллегии ЕЭК № 212 от 03.12.2019.

Предусмотрены следующие формы оценки соответствия: классификация, подтверждение соответствия (сертификация), государственный контроль (надзор).

Документами, удостоверяющими соответствие, являются свидетельство о классификации и сертификат соответствия.

На объекты серийного производства сертификат можно оформить на срок до 5 лет. Для партии срок не устанавливается.

У сертификата может быть приложение с перечнем конкретных изделий, на которые распространяется его действие. Оно оформляется, если:

  • требуется конкретизировать состав группы однородной продукции;
  • требуется указать заводы-производители, входящие в более крупные объединения.

Объекты, которые нужно классифицировать:

  • маломерные суда (длина корпуса более 6 метров);
  • маломерные суда, выпускаемые серийно (длина корпуса более 6 метров);

Объекты, которые нужно сертифицировать:

  • маломерные суда (выпускаемые серийно, длина корпуса до 6 метров);
  • защищенное от возгорания оборудование для двигателей (кормовых приводных и устанавливаемых в корпусе);
  • люки и иллюминаторы;
  • топливные баки и шланги;
  • спасательные жилеты, круги и плоты;
  • устройства, защищающие от пуска при включенном сцеплении для внешних двигателей;
  • рулевые колеса, механизмы управления и тросы в сборе.

Комплект документов от заявителя при сертификации: 

  • обоснование безопасности;
  • технические условия (если есть);
  • эксплуатационные документы;
  • наименования стандартов, которым должна соответствовать продукция (если строитель применял их);
  • товаросопроводительная документация (для партии, единичного изделия);
  • сведения о проведенных исследованиях (если есть);
  • протоколы испытаний (может провести строитель, продавец, представитель иностранного производителя, испытательная лаборатория) (если есть);
  • сертификаты на комплектующие изделия или протоколы их испытаний (если есть);
  • сертификаты, выданные зарубежными органами по сертификации (если есть);
  • другие документы, с помощью которых можно подтвердить соответствие объекта требованиям ТР ТС 026/2011 (на усмотрение заявителя).

Схемы сертификации

1с (для объектов серийного производства): испытания образцов + анализ состояния производства + инспекционный контроль (испытания образцов и/или анализ состояния производства).

3с (для партии или единичного изделия): испытания образцов

Маркировка

Строитель должен установить на каждом маломерном судне маркировочную табличку, на которой указаны следующие сведения:

  • строитель (производитель), его страна, юридический адрес, фирменный знак;
  • идентификационный номер в системе учета строителя маломерного судна;
  • дата постройки судна;
  • тип судна;
  • номер (обозначение) проекта (если есть);
  • максимальная грузоподъемность (либо какое количество людей может быть на борту);
  • максимальные мощность двигателей и скорость движения (для самоходных судов);
  • срок службы (если он был установлен).

Места, где размещается противопожарное имущество, тоже должны иметь соответствующую маркировку.