ТР ТС 026/2011 Технический регламент таможенного союза “О безопасности маломерных судов”
ТР ТС 026/2011 вступил в силу 1 февраля 2014 года. Под его действие подпадают маломерные суда, оборудование для маломерных судов, спасательные средства, а также связанные с требованиями к ним процессы их жизненного цикла.
На что ТР ТС 026/2011 не распространяется:
- маломерные суда массой до 100 кг включительно;
- суда на воздушной подушке и на подводных крыльях;
- экспериментальные суда;
- спасательные и дежурные шлюпки;
- прогулочные подводные лодки;
- спортивные гоночные суда (в том числе гребные гоночные и учебные лодки);
- доски для серфинга под парусом, устройства для мотосерфа;
- надувные баллоны и другие водные аттракционы;
Оценка соответствия
Перечень стандартов, следуя которым строитель (производитель) может выполнить требования ТР ТС 026/2011, установлен Решением Коллегии ЕЭК № 212 от 03.12.2019.
Предусмотрены следующие формы оценки соответствия: классификация, подтверждение соответствия (сертификация), государственный контроль (надзор).
Документами, удостоверяющими соответствие, являются свидетельство о классификации и сертификат соответствия.
На объекты серийного производства сертификат можно оформить на срок до 5 лет. Для партии срок не устанавливается.
У сертификата может быть приложение с перечнем конкретных изделий, на которые распространяется его действие. Оно оформляется, если:
- требуется конкретизировать состав группы однородной продукции;
- требуется указать заводы-производители, входящие в более крупные объединения.
Объекты, которые нужно классифицировать:
- маломерные суда (длина корпуса более 6 метров);
- маломерные суда, выпускаемые серийно (длина корпуса более 6 метров);
Объекты, которые нужно сертифицировать:
- маломерные суда (выпускаемые серийно, длина корпуса до 6 метров);
- защищенное от возгорания оборудование для двигателей (кормовых приводных и устанавливаемых в корпусе);
- люки и иллюминаторы;
- топливные баки и шланги;
- спасательные жилеты, круги и плоты;
- устройства, защищающие от пуска при включенном сцеплении для внешних двигателей;
- рулевые колеса, механизмы управления и тросы в сборе.
Комплект документов от заявителя при сертификации:
- обоснование безопасности;
- технические условия (если есть);
- эксплуатационные документы;
- наименования стандартов, которым должна соответствовать продукция (если строитель применял их);
- товаросопроводительная документация (для партии, единичного изделия);
- сведения о проведенных исследованиях (если есть);
- протоколы испытаний (может провести строитель, продавец, представитель иностранного производителя, испытательная лаборатория) (если есть);
- сертификаты на комплектующие изделия или протоколы их испытаний (если есть);
- сертификаты, выданные зарубежными органами по сертификации (если есть);
- другие документы, с помощью которых можно подтвердить соответствие объекта требованиям ТР ТС 026/2011 (на усмотрение заявителя).
Схемы сертификации
1с (для объектов серийного производства): испытания образцов + анализ состояния производства + инспекционный контроль (испытания образцов и/или анализ состояния производства).
3с (для партии или единичного изделия): испытания образцов
Маркировка
Строитель должен установить на каждом маломерном судне маркировочную табличку, на которой указаны следующие сведения:
- строитель (производитель), его страна, юридический адрес, фирменный знак;
- идентификационный номер в системе учета строителя маломерного судна;
- дата постройки судна;
- тип судна;
- номер (обозначение) проекта (если есть);
- максимальная грузоподъемность (либо какое количество людей может быть на борту);
- максимальные мощность двигателей и скорость движения (для самоходных судов);
- срок службы (если он был установлен).
Места, где размещается противопожарное имущество, тоже должны иметь соответствующую маркировку.